1.Общие положения 1.1.Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» (далее – МБУ ДО ЦДТ) разработано на основании положений Конституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 07.05.2012 г № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Устава учреждения. 1.2.Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым должны следовать педагогические работники МБУ ДО ЦДТ. 1.3.Целями Положения являются: - установление этических норм и правил поведения педагогических работников МБУ ДО ЦДТ при выполнении ими профессиональной деятельности; - содействие укреплению авторитета работников, осуществляющих образовательную деятельность; - обеспечение единых норм поведения педагогических работников МБУ ДО ЦДТ. 1.4.Положение служит основой для формирования взаимоотношений в учреждении, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле работников МБУ ДО ЦДТ. 2.Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью 2.1.Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 2.2.В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: - законность; - объективность; - компетентность; - независимость; - тщательность; - справедливость; - честность; - гуманность; - демократичность; - профессионализм; - взаимоуважение; - конфиденциальность. 2.3.Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: - оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа; - исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБУ ДО ЦДТ; - исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МБУ ДО ЦДТ в целом, так и каждого педагогического работника; - осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; - не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; - уведомлять администрацию МБУ ДО ЦДТ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; - соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью; - соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; - проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; - проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; - придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МБУ ДО ЦДТ социальных функций; - принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; - быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию; - обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; - поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; - не терять чувство меры и самообладания; - соблюдать правила русского языка, культуру речи, не допускать использования вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз и высказываний; - постоянно стремиться как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; - поддерживать порядок на рабочем месте; - соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде. 2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: - ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; - грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; - содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; - логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; - доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; - лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; - уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. 2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от: - поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МБУ ДО ЦДТ; - пренебрежительных отзывов о деятельности МКОУ ДОД ЦДТ или проведения необоснованные сравнения его с другими образовательными учреждениями или организациями; - преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; - проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; - любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; - высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп; - резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; - грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; - угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; - поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. 2.6.Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. 2.7.Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен. 2.8.При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов МБУ ДО ЦДТ в целом. 2.9.Педагогический работник имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, мешать исполнению профессиональных обязанностей. 2.10.Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию МБУ ДО ЦДТ по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано. 3.Обязательства педагогических работников перед учащимися. 3.1.Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися: - признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого; - сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; - стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; - выбирают такие методы работы, которые поощряют в учащихся развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим; - при оценке поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; - проявляют толерантность; - защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; - принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия; - осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы; - прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека; - вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно просвещенного общества, где есть место для каждого; - стремятся стать для них положительным примером; - применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием; - гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент. 3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники обязаны воздерживаться от: - навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений; - оценки их личности и личности их законных представителей; - предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков; - предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей учащихся; - требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к конкурсам, концертам и т.п.); - проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию; - употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей; - курить в помещениях и на территории МБУ ДО ЦДТ. 4.Обязательства педагогических работников перед законными представителями учащихся. 4.1.Педагогические работники обязаны создать ситуацию, исключающую излишнее или неоправданное вмешательство законных представителей учащихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей. 4.2.Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями учащихся должны: - помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой; от того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МКОУ ДОД ЦДТ в целом; - проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; - выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; - относиться почтительно к людям преклонного возраста, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; - высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного; - начинать общение с приветствия; - выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; - разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; - принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). 4.3.В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогические работники не должны: - заставлять их необоснованно долго ожидать приёма; - перебивать их в грубой форме; - проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; - разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; - разглашать высказанное учащимся мнение о своих законных представителях; - переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей. 4.4.Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в дополнительном образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы. 4.5.В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя учащегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 5.Обязательства педагогических работников перед коллегами. 5.1.Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами: - поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональное мнение и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути; - помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МБУ ДО ЦДТ. 5.2.В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: - пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; - предвзятого и необъективного отношения к коллегам; - обсуждения их недостатков и личной жизни. 6.Контроль соблюдения настоящего Положения. 6.1.Представителям администрации образовательного учреждения следует регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики. 6.2.Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается Комиссия по профессиональной этике (далее - Комиссия). В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников. 6.3.В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, уставом МБУ ДО ЦДТ, настоящим Положением и Положением о Комиссии по профессиональной этике. 7. Ответственность за нарушение настоящего Положения. 7.1.Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий. ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по профессиональной этике педагогических работников МБУ ДО ЦДТ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.Комиссия создаётся в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов. Она является первичным органом по рассмотрению конфликтных ситуаций. 1.2.В своей деятельности Комиссия руководствуется: Конституцией Российской Федерации, от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30.12.2001 № 97-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации», а также Уставом МБУ ДО ЦДТ, Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения и иными локальными нормативными актами. 1.3.В своей работе Комиссия должна обеспечивать соблюдение прав личности. 2.ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ КОМИССИИ. 2.1.Комиссия состоит из равного числа родителей (законных представителей) учащихся (3 чел.) и работников Учреждения (3 чел.). 2.2.Избранными в состав Комиссии от работников Учреждения считаются кандидатуры, получившие большинство голосов на общем собрании трудового коллектива. 2.3.Избранными в состав Комиссии от родительской общественности считаются кандидаты, избранные на общем Родительском собрании. 2.4.Утверждение членов Комиссии и назначение ее председателя оформляются приказом по Учреждению. Комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря. 2.5.Срок полномочий Комиссии составляет 1 год. 3.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ. 3.1.Комиссия собирается в случае возникновения конфликтной ситуации в Учреждении, если стороны самостоятельно не урегулировали разногласия. 3.2.Заявитель может обратиться в Комиссию в десятидневный срок со дня возникновения конфликтной ситуации и нарушения его прав. 3.3.Рассмотрение заявления должно быть проведено в десятидневный срок со дня подачи заявления. 3.4.Комиссия в соответствии с полученным заявлением, заслушав мнения обеих сторон, принимает решение об урегулировании конфликтной ситуации. 3.5.Конфликтная ситуация рассматривается в присутствии заявителя и ответчика. Комиссия имеет право вызывать на заседания свидетелей конфликта, приглашать специалистов (психолога), если они не являются членами комиссии. 3.6.Работа Комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и секретарем. 3.7.Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов при наличии не менее 2/3 состава. 3.8.По требованию заявителя решение Комиссии может быть выдано ему в письменном виде. 3.9.Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в Учреждении и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. 3.10.Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке. 4.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ. 4.1.Члены Комиссии имеют право на получение необходимых консультаций различных специалистов и учреждений по вопросам, относящихся к компетенции Комиссии. 4.2.Члены Комиссии обязаны присутствовать на заседании, принимать решение по заявленному вопросу открытым голосованием, давать заявителю ответ в письменном и устном виде. 4.3.Принимать к рассмотрению заявления любого участника образовательной деятельности при несогласии с решением или действием администрации, педагога, родителя (законного представителя). 4.4.Рекомендовать, приостанавливать или отменять ранее принятое решение на основании проведенного изучения при согласии конфликтующих сторон. 4.5.Рекомендовать изменения в локальных актах Учреждения с целью демократизации основ управления образовательным учреждением или расширения прав участников образовательной деятельности. 5.ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО КОМИССИИ. 5.1.Заседания Комиссии оформляются протоколами, которые хранятся в Учреждении в течение пяти лет.